Кабмин винницких. Год первый

Гуманитарный блок: потрясения и застой

14 апреля закончился годовой иммунитет правительства Владимира Гройсмана, отставки которого жаждут многие политические силы в парламенте. Шаткости положению премьер-министра добавляет и то, что до сих пор решения о его дальнейшей судьбе нет не только в Верховной Раде, но и в администрации президента, которую стала раздражать повышенная активность винницкого политика. Сам Гройсман на днях вместе с министрами утвердил план приоритетных действий до 2020 года и работы Кабмина на 2017 год, давая понять, что в ближайшее время никуда уходить не собирается.

"Апостроф" проанализировал, что удалось и что не удалось правительству за последний год. Как эксперты оценили эффективность работы гуманитарного блока Кабмина, читайте в нашем материале.

Мининформполитики: без выхода и креатива
Министр информационной политики Юрий Стець остался работать в Кабмине Владимира Гройсмана по квоте президента. При этом еще в конце 2015 Стець подавал в отставку, аргументируя свое решение тем, что достиг поставленных задач в министерстве, но в феврале 2016 отозвал заявление и удачно влился в команду Гройсмана.

Но по словам политтехнолога Александра Курбана, серьезными достижениями в команде Гройсмана Юрий Стець не отметился. "Ожидания по поводу работы этого министерства были большие. Ждали, что Стець сделает чуть ли не революцию во всей системе информационной политики Украины. Но проблема в том, что хорошие специалисты не пойдут на зарплату чиновника. Если человек получал около 3 тысяч долларов, то перейти на зарплату чиновника никто не захочет. Поэтому то, что можно отнести к минусам работы Мининформполитики – министерство не нашло креативного выхода из этой ситуации, а стало работать как любая другая государственная структура без серьезных прорывов и провалов: с серединки на половинку", — говорит "Апострофу" Курбан.


Юрий Стець
Фото: УНИАН
Основным видимым проектом, который в течение правительственного года вело Мининформполитики стала информационная война против России, контрпропаганда и реинтеграция оккупированных территорий: Донбасса и Крыма. Так, на горе Карачун, в Славянске, была открыта восстановленная телевышка, которую летом 2014 года в ходе боев за город уничтожили боевики. По задумке правительства, вышка на Карачуне должна транслировать в ОРДЛО 10 национальных и 4 местных телеканала, а также 13 украинских радиостанций. Однако в этой победе Стеця эксперты усмотрели недочеты: передатчики на вышке оказались недостаточно мощными, чтобы передать "украинский голос" в оккупацию, кроме того, высота самой башни оказалась на 40 метров ниже, чем была до войны. Похожую вышку в марте 2017 года построили и на административной границе с Крымом в селе Чонгар Херсонской области. Ее высота составила 150 метров, но ЮБК телерадиосигнал чонгарской вышки не достигает.

В течение второй каденции Юрия Стеця в Мининформполитики разработали Доктрину информационной безопасности. Документ прошел утверждение СНБО и президента, однако также подвергся жесткой критике экспертной среды ведь нормы, изложенные в доктрине носят декларативный характер и конкретной дорожной карты как именно противостоять информационным вызовам там нет.

В Кабмине Гройсмана Юрий Стець продолжил работать над каналом украинского иновещания UA TV, который был запущен на исходе 2015 года на базе телеканалов УТР и БТБ. Однако эксперты скептически относятся к работе канала и дело тут не только в ограниченном финансировании. "Действительно, для того, чтобы быстро раскрутить такой проект нужны деньги и хорошие связи. У министерства этого нет. Но ведь еще очень важна креативность подачи информации, а с этим у министерства не сложилось. Не умеет оно нормально работать с информационными потоками", — сожалеет Курбан.

ВЫШКА НА ЧОНГАРЕ
Кроме того, весьма неоднозначной выглядит инициатива Мининформполитики по блокированию антиукраинских сайтов. Юрий Стець пообещал, что такие ресурсы как, например, "Русская весна" или другая "пурга", которая подрывает суверенитет Украины" должны быть закрыты, но сам же и признался, что правового механизма для этого нет. А пока министр поручил своим подчиненным составить "черный список" сайтов антиукраинской направленности, но по каким критериям он будет составлен и какие ресурсы там окажутся, из-за непрозрачности процесса пока не ясно.

Эксперт общественной организации "Информационный майдан" Павел Билоножко считает, что в Мининформполитики "какая-то работа ведется, но насколько это повлияло на нашу победу в информационной войне на захваченных территориях и насколько мы продвинулись вперед – непонятно, потому что неясна позиция министра по Концерну радиовещания, радиосвязи и телевидения (РРТ). Например, концерном сознательно саботируется возобновление вещания, ведь вышка на Карачуне умышленно была построена короче, чтобы не добивать до оккупированных территорий. Более того, ее не могли построить два года, вовремя сдать, при том, что президент уже давал четкие указания", — рассказал "Апострофу" Билоножко.

Минкульт: между генетикой и вождями
Евгений Нищук заменил в министерском кресле Вячеслава Кириленко. Это второе пришествие актера на министерский пост. Его кандидатура была утверждена за считанные дни до официального оглашения нового состава Кабмина, а лоббировал Нищука на эту должность лично Владимир Гройсман.

Во время своей второй каденции в Минкульте Нищук оказался в центре громких скандалов. Так, в эфире одного из политических ток-шоу министр сделал следующее заявление: "Ситуация, сложившаяся на востоке и юге – пропасть сознания. Более того, когда мы говорили о генетике в Запорожье, на Донбассе, то это города завезенные. Нет там генетики, это сознательно завезенные", — сказал министр. Этим заявлением о "генетике" Нищук вызвал на себя такой шквал критики, что вынужден был публично извиняться.


Евгений Нищук
Фото: phl.ua
Еще одним неоднозначным решением стала инициатива Минкульта по созданию экспертного совета по вопросам защиты общественной морали, который должен был бы следить за тем, чтобы порнографическая продукция не попадала в украинское медиапространство. Эксперты усмотрели в создании совета попытку реабилитировать комиссию по защите морали, расформированную народными депутатами в 2015 году.

Также Евгений Нищук продвигал идею создания специального концертного агентства под патронатом Минкульта, которое бы отслеживало антиукраинскую риторику российских деятелей культуры и "Делало невозможными гастроли, приезды и профессиональную деятельность тех людей, которые так высказываются", — отметил Нищук.

Но несмотря на острые заявления Нищука, замглавы парламентского комитета по вопросам культуры и духовности Виктор Еленский рассказал "Апострофу", что "была проведена реорганизация Минкульта, функциональный аудит при поддержке Еврокомиссии. К плюсам я бы отнес создание украинского института книги, запустили национальную систему по вопросам сохранения и восстановления культурных ценностей. Кроме того, огромная победа Минкульта в Голландии в судебном споре за скифское золото. Что касается свободы совести, то тут были выполнены все запросы от религиозной среды. Например, религиозным организациям была предоставлена возможность создавать общеобразовательные учебные заведения. Они этого добивались 25 лет. Также успешно работает экспертный совет по признанию дипломов религиозных учебных заведений", — подчеркнул Еленский.

До высокой оценки, по мнению Еленского, Минкульт недотягивает из-за несистемной политики в регионах. "Минкульт не сформировало властную вертикаль. Оно никак не влияет на назначения начальников управлений культуры в регионах. Культурные инициативы, конечно, должны быть разными и Киев не должен диктовать как развивать культурную индустрию в конкретной области, но сама культурная политика, в той же самой сфере свободы совести, не может отличаться в Харьковской и Черновицкой области", — резюмировал нардеп.

А вот директор экскурсионного бюро "Киевские фрески" Анжела Савченко более сдержана в позитивных оценках министра, и считает, что Нищук провалил политику в сфере музейного дела. "В течение года так и не была сформирована стратегия развития музейной деятельности. Самый болезненный вопрос – это реэкспозиции и учебные семинары для музейных работников. Этого нет. Особенно это касается музеев в районных центрах. Они выживают сами по себе, уже давно не понимая смысла своего существования и вектора развития. Чтобы хоть как-то показать свою деятельность, все музеи Украины – от краеведческих до мемориальных и военных делают писанки к Пасхе, крутят куклы-мотанки в течение года и колядуют на Рождество. Если и проходят выставки, то самые примитивные. Нет сотрудничества профильных и тематически объединенных музеев. Традиционно правая рука не знает, что делает левая", — отмечает эксперт.

ДЕКОММУНИЗАЦИЯ. Фото: УНИАН
Кроме того, политика Минкульта по декоммунизации также оставляет желать лучшего. "Что именно снимать и куда девать демонтированных вождей так и не определились. Никто не знает, как определить художественную ценность монументов и что с ними дальше делать", — резюмировала Савченко.

По мнению писателя и литературоведа Михаила Слабошпицкого, неопределенность Минкульта связана с тем, что за год работы Нищук так и не разработал концепцию национальной культуры. "Не сформулированы и не артикулированы национальные приоритеты в культуре вообще. При министерстве не создан интеллектуальный центр, который бы разработал концепцию украинской культуры как структурной целостности. Я работал с министерством культуры и имел возможность наблюдать и анализировать есть ли какая-то системность в его деятельности. Раньше были намеки на нее. Сейчас – никаких", — подчеркнул эксперт.
Министерство оккупированных территорий
Мало кто из украинских чиновников обладает такой единодушной поддержкой дипкорпуса как Вадим Черныш, возглавляющий Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и ВПЛ. До вступления в должность Черныш руководил Госагентсвом по восстановлению Донбасса. Замы Вадима Черныша экс-глава военно-гражданской администрации Луганской области Георгий Тука и дончанин Юрий Гримчак имеют опыт работы на Востоке Украины и понимание ситуации.

По словам экс-заместителя губернатора Донецкой области Виктора Андрусива, поставить Чернышу и команде наивысшую оценку сложно, ведь министерство в отличии от других только начало свою работу и сделало это за год практически с нуля.


Вадим Черныш
Фото: phl.ua
"Трудно сказать, что это министерство заработало на полную силу. Единственным его достижением была программа, принятая постановлением правительства относительно реинтеграции оккупированных территорий, но после торговой блокады Донбасса и "национализации" предприятий эта программа оказалась неактуальной", — поясняет "Апострофу" Андрусив.

"Просто большое количество вопросов, которые касаются переселенцев, фактически полностью регулируются Минсоцполитики, СБУ, Нацполицией", - добавляет политтехнолог Ярослав Макитра.

Тем не менее, работая в тесном симбиозе с другим органами исполнительной власти, Чернышу удалось реализовать ряд проектов. Так, совместно с Минобразования для абитуриентов из оккупированного Крыма и Донбасса была упрощена процедура поступления в украинские вузы, совместно с Минюстом был подан иск против РФ по вопросу незаконной добыче газа в морской зоне Украины. Также Министерство по вопросам оккупированных территорий подписало меморандум с ООН и Международным банком реконструкции и развития о создании целевого фонда партнеров Украины. Предполагается, что деньги с этого фонда пойдут на программы помощи переселенцам.

По мнению аналитика Международного центра перспективных исследований Анатолия Октисюка, Вадим Черныш — единственный министр, запустивший министерство с нуля и обеспечивший его работу на надлежащем уровне.

"Он не занимается политикой, он — человек бюрократического направления работы в хорошем понимании этого смысла. Он не участвует в политических игрищах, это технократ, который организовывает и строит работу министерства. Он не ходит по эфирам, он не ходит на встречи с топ-политиками и бизнесменами, он реально занимается строительством министерства, и это самый его большой бонус за все время работы. С учетом того, что это министерство с нуля, они реально запустили работу, они открыты, хорошо сотрудничают с иностранными посольствами, донорами. Я бы оценил его работу на "4+", — отмечает Октисюк.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДОНБАССА ПРИОБРЕЛО СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР . Фото: facebook.com/VosstanovleniyeDonbassa
Минмолодежьспорт: байдарка без медалей
Министр спорта Игорь Жданов перешел по "наследству" Кабмину Гройсмана от правительства Яценюка. Его фигура остается квотой "Народного фронта" в КМУ. На каденцию Жданова выпали самые провальные для независимой Украины летние Олимпийские игры. Наша сборная завоевала всего 11 медалей: 2 золотых, 5 серебряных и 4 бронзовых трофея. "В цивилизованных европейских странах, если случается такой провал на Олимпийских играх, министру сразу же нужно подавать в отставку и давать дорогу новому министру, чтобы он готовился на следующий олимпийский цикл", — говорит "Апострофу" олимпийская чемпионка Стелла Захарова.

Правда противоположная ситуация сложилась на Паралимпийских играх: наша сборная вошла в тройку лидеров, оставив позади даже США, и завоевала 117 медалей, из них 41 золотую.


Игорь Жданов
Фото: phl.ua
За год работы в команде Гройсмана Жданов не раз оказывался в центре громких спортивных скандалов. Сначала министра публично обвинили в диктатуре и шантаже трио украинских байдарочниц Светлана Ахадова, Инна Грищун и Анастасия Тодорова, которые выступали на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. По словам спортсменок, состав четверки для гребли определял не тренер, а чиновники в министерских кабинетах. Вследствие такой политики, на Олимпиаду не поехала Мария Кичасова, с которой команда показывала хорошие результаты, а значит "бронзы" наших байдарочниц лишили намеренно. "Жданов сказал, или вы едете в таком составе четверки, как мы вам предлагаем, либо не поедете на Олимпиаду вообще", — вспоминала Инна Грищун.

Досталось Жданову и от серебряного призера Олимпиады в Рио Жана Беленюка. Борец в интервью "Апострофу" заявил, что министр не является авторитетом для спортсменов, а в самом министерстве "много людей, которые никакой пользы спорту не приносят", — сказал Беленюк. Кроме того, спортсмен раскритиковал псевдопатриотизм чиновников и недофинансирование спорта.

В ответ на такие высказывания Беленюка, Жданов призвал спортсмена извиниться, а советник министра Павел Булгак подсчитал доходы олимпийского призера, назвав его "твердым мультимиллионером".

ОЛИМПИЙСКАЯ СБОРНАЯ УКРАИНЫ ПОКАЗАЛА ХУДШИЙ РЕЗУЛЬТАТ В ИСТОРИИ. Фото: НОК Украины
По словам Захаровой, Жданову нужно меньше вступать в перепалки с спортсменами, а заниматься реформой своего ведомства. "Реформы в министерстве за этот год так и не произошло. "Карманные" федерации, приближенные к министру, продолжают получать огромное финансирование из бюджета и неплохо себя чувствуют. Кроме того, штат министерства излишне раздут. Я бы сократила его состав от 60 до 90%. За рубежом так никто не работает. Одну работу там может выполнять один человек вместо десяти как у нас, но ему нужно платить хорошую зарплату. Наконец не было реформ детско-юношеских спортивных школ, ведь это те же самые раздутые штаты, воровство на местах директоров. По примеру министерства они набрали себе советников и сосут деньги из бюджета. Детско-юношеские спортивные школы следовало бы убрать давно, ведь клубная система сама на себя работает и развивается. В Европе президент клуба является и тренером, и бухгалтером, и завхозом, потому что он зарабатывает деньги на спонсорах. Если из этого всего сделать хотя бы один шаг на пути к реформированию уже был бы большой плюс, а так позитива в работе министерства я не вижу", — резюмировала Захарова.

Минобразования и науки: двенадцать
По квоте "Народного фронта" в Кабмине Гройсмана, кресло министра образования заняла Лилия Гриневич. В прошлом директор Центра оценивания качества образования и начальник ГУ образования и науки КГГА, Лилия Гриневич сменила на должности министра Сергея Квита.

На своем посту Гриневич продолжила курс на школьную реформу, который был взят ее предшественником. Суть изменений, которые предложили в МОН заключается в том, чтобы внедрить в украинской школе 12-летнее образование. При этом старшие классы – с 10 по 12, должны быть профильными: математическими, гуманитарными или природоведческими, а обучение детей в этих классах будет организовано в академических или профессиональных лицеях, сеть которых еще необходимо создавать. Правда, пока под куполом ВР не примут закон "Об образовании", старта реформы не последует.


Лилия Гриневич
Фото: phl.ua
ПЕДАГОГИ СЧИТАЮТ ВВЕДЕНИЕ 12-ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ БЕЗУСЛОВНЫМ ПЛЮСОМ. Фото: phl.ua
В то же время сами педагоги считают введение 12-летней школы безусловным плюсом в политике министерства. "Только 4% детей заканчивают школу здоровыми. Причина – ужасная загруженность. Столько разобщенной, неструктурированной информации, которая сваливается на детей сейчас, воспринимать невозможно. Соответственно нужно оптимизировать программы, выбрасывать второстепенную информацию, — поясняет "Апострофу" директор одной из столичных школ Сергей Горбачев. — Если будет введена 12-летняя школа учителям это даст дополнительно 650 часов, но нагрузка на каждый год на детей будет сокращена".

Экспертная среда также положительно оценивает переход к стратегическому реформированию школ. "Работа министерства наконец-то выходит на формирование долгосрочной стратегии, потому что результаты в образовании видны не сразу, а лет через 10, - рассказал "Апострофу" глава общественного совета при МОН Евгений Кудрявец. – Второй важный результат — это то, что Украина стала ассоциированным членом Европейской организации ядерных исследований. Процесс шел 4 года и в прошлом году наконец-то завершился".

Еще одна яркая инициатива Гриневич, которая сейчас находится на стадии общественного обсуждения, это объединение школьных курсов химии, биологии, астрономии, экологии и географии в один предмет под названием "Человек и природа", а геометрию и алгебру министр предлагает преподавать в рамках предмета "Математика". Если нововведение будет принято, объединенные предметы получат ученики старших профильных классов.

Коснулись реформы Гриневич и системы высшего образования. С подачи министра изменилась система расчета стипендий для студентов. С 2017 года стипендию получают не все студенты, с усредненной четверкой за сессию, а те, которые по итогам своей успеваемости заняли самые высокие места в рейтинге, составленном вузами. Такой подход, по словам Гриневич, позволит увеличить студенческие стипендии от 30 до 70%.

Наконец, в МОН придумали как оживить отечественную науку и перевести ее с планового на грантовое финансирование. Для этих целей будет создан Национальный фонд исследований, который на конкурсной основе будет отбирать лучшие научные проекты институтов, университетов и лабораторий. Правда пока такого фонда еще нет, но Гриневич обещает его запуск в 2017 году.

Правда Евгений Кудрявец утверждает, что процесс имплементации закона о "Научной и научно-технической деятельности" проходит достаточно вяло, и это один из главных минусов работы Гриневич. "Работе министерства я бы поставил оценку 4 с плюсом, чтобы было к чему стремиться", - резюмировал эксперт.

Минздрав: начало болезненных реформ
Министерство здравоохранения единственное ведомство в правительстве Гройсмана, которое по сей день остается без главы. При формировании нового состава Кабмина, на эту должность рассматривались заместитель Квиташвили Роман Илык, директор Института сердца Борис Тодуров и даже нардеп Алексей Гончаренко, но компромиссную фигуру так и не смогли найти. В итоге исполняющей обязанности министра стала Ульяна Супрун – дочь украинских эмигрантов в США. Правда почти 4 месяца Минздрав вообще был даже без формального главы – Супрун назначили исполнять обязанности министра только в августе прошлого года.


Ульяна Супрун
Фото: phl.ua
Недостатком Минздрава в парламентском комитете по вопросам здравоохранения назвали закупку медпрепаратов международными организациями. "Лекарства, которые должны быть закуплены в 2016 году, сегодня поставлены в Украину только на 8%. Кроме того, Минздрав засекретил от народных депутатов и комитета все договоры с международными организациями", — сетует народный депутат Олег Мусий.

Однако эксперт в сфере здравоохранения международного фонда "Возрождение" Елена Кучерук уверила "Апостроф", что Супрун критикуют напрасно. "Просто фармацевтическое лобби, в том числе и со стороны соответствующих чиновников в Минздраве, недополучило своих откатов", — говорит эксперт.

Среди позитивов в работе Минздрава, можно отметить программу реимбурсации, когда государство возмещает гражданам стоимость лекарственных препаратов. В Украине под эту программу попадают пациенты, которые страдают от астмы, диабета второго типа и сердечно сосудистых заболеваний. На эти цели в бюджете 2017 года выделено 500 миллионов гривен, но будет ли реально работать программа без электронного реестра пациентов пока сказать трудно, ведь официально она стартовала только 1 апреля.

"Для пациентов будет несколько лет некоторой турбулентности, пока система перестроится, но ведь нужно понимать, что реформы в здравоохранении — это не так как в полиции, когда просто переодели людей, дали им новые автомобили и это сразу стало заметно", — отмечает Кучерук.
ЗА ГОД МИНЗДРАВУ УДАЛОСЬ СДЕЛАТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРЕДЫДУЩИМ МИНЗДРАВАМ. Фото: Фото: facebook.com/ulanasuprun
Также Минздрав под руководством Супрун наработал ряд законопроектов, которые по словам и.о. министра глубоко реформируют систему медицины Украины. "Мы переходим на международные медицинские протоколы лечения и диагностики, это гарантия качества. Мы возвращаем педиатрию на первичное звено. Из-за изменения в финансировании, мы обеспечиваем достойную зарплату для медицинских работников", — рассказала сама Супрун о сути реформ.

По словам Елены Кучерук, данные изменения свидетельствуют о системном подходе в Минздраве к здоровью украинцев. "За прошедший год Минздраву удалось сделать больше, чем за предыдущие годы всем минздравам вместе взятым. Несмотря на тяжелые условия, реформы в сфере здравоохранение наконец-то начались. Первичка как первый этап реформирования медицины с этого года наконец-то переходит на новую модель финансирования и управления. Финансы не будут идти просто на поддержку медучреждений и оплату коммунальных услуг, а будут направляться в больницы исключительно исходя из количества оказанных населению медицинских услуг", — резюмировала эксперт.
Минюст: всего лишь онлайн
Министр юстиции Павел Петренко – один из правительственных долгожителей. Чиновник вошел в состав Кабмина еще при Яценюке и по квоте "Народного фронта" успешно остался в команде Гройсмана. Оставить в Минюсте своего однокашника было для Яценюка принципиальным вопросом, поэтому другие кандидатуры на этот пост всерьез даже не рассматривались.

Одним из первых громких решений Петренко в течение второй каденции в министерстве стала ликвидация Пенитенциарной службы, полномочия которой перешли к трем департаментам Минюста: пробации, режимный отдел и департаменту ресурсного обеспечения. Но по оценкам экспертов, реальных изменений в пенитенциарной системе за год так и не произошло, а реформу можно назвать больше декоративной, чем структурной. "Злоупотребления в системе исполнения наказаний остались на прежнем уровне. Есть, конечно, позитивные сдвиги: заключенным разрешают пользоваться интернетом, проносить ноутбуки, телефоны — это плюс, но системных изменений я пока не вижу", — говорит "Апострофу" юрист общественной организации "Реформы против коррупции" Анатолий Родзинский


Павел Петренко
Фото: facebook.com/pg/PavloPetrenko.official
Вместо ликвидированной еще в январе 2015 года Государственной исполнительной службы, осенью 2016 года Минюст запустил институт частных исполнителей. "Это позитивный шаг ведь по идее частная исполнительная служба будет защищать интересы кредиторов и там не должно быть коррупции", — добавляет Родзинский.

Однако Минюст фактически "подмял" под себя институт частных исполнителей и создать независимый орган, по словам экспертов так и не вышло. "Для того, чтобы стать частным исполнителем необходимо пройти обучение и сдать экзамен. Обучение проводит институт при Минюсте. Списки тех, кто получает право пройти такое обучение утверждаются Минюстом. То есть, даже если вы соответствуете критериям, чтобы стать частным исполнителем, вы можете никогда им не стать потому что Минюст просто не утвердит вас. А для того, чтобы быть допущенным к обучению нужно дать взятку либо иметь протекцию", — говорит Родзинский.

К плюсам работы Петренко можно отнести запуск сервиса "брак за сутки". Все документы для заключения брака стало возможным подавать онлайн на сайте министерства и не ждать 30 дней между подачей заявления и регистрацией брака. По последним данным Минюста, на начало 2017 года такой услугой уже воспользовались 3600 пар. Кроме того, в "Онлайн-доме юстиции" появился новый сервис, который позволяет гражданину открыть или ликвидировать ФЛП всего за сутки.

К ПЛЮСАМ РАБОТЫ ПЕТРЕНКО МОЖНО ОТНЕСТИ ЗАПУСК СЕРВИСА "БРАК ЗА СУТКИ. Фото: facebook.com/GOTOVO.2016
А вот к позитиву с неприятным осадком Анатолий Родзинский относит имплементацию Минюстом закона о регистрации прав на имущество. "Новый закон демонополизировал регистрацию и это безусловный плюс. Раньше регистрировать права на недвижимое имущество и предприятия имели право только регистраторы Минюста. Теперь это может сделать любой нотариус: на одном квадратном километре можно найти несколько регистраторов. Это позитив, так как была уничтожена бытовая коррупция в этой сфере. Но появился огромный минус: большое количество регистраторов фактически бесконтрольно в любой момент может перерегистрировать право собственности, например, на вашу квартиру и вы ничего не сможете сделать. Виноват в этом Минюст, — уверяет эксперт. – У министерства есть отличный механизм: комиссия по рассмотрению жалоб в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и предприятия. Но, к сожалению, эти комиссии работают на коррупционной основе. Они могут как вернуть вам права, так и нет, даже если речь идет об очевидном беспределе. Как она рассматривает жалобы вообще непонятно, дозвониться в Минюст, чтобы получить справочную информацию невозможно, и по сути эти комиссии представляют из себя "черный ящик" по зарабатыванию денег Минюстом".

Очевидный провал Павла Петренко обозначился на международной арене. "Ни одного успеха в судах против РФ Украина так и не достигла. Нет прорыва в судебной тяжбе с "Газпромом" и даже 3 миллиарда Януковича, признаны суверенным долгом и все идет к тому, что Украине их придется отдавать", — резюмировал Родзинский.
Минсоцполитики: 3200 плюс субсидии
Министр социальной политики Андрей Рева подвинул на этой должности Павла Розенко, который стал вице-премьером по социальным вопросам. Рева – человек Гройсмана. В бытность премьер-министра мэром Винницы, Рева был его замом, соответственно в новом Кабмине министром соцполитики Гройсман хотел видеть своего человека, ведь премьер-министр не раз подчеркивал, что деятельность правительства должна быть "ориентирована на человека".

"Ориентация на человека" в Минсоцполитики проявилась в глобальном субсидировании населения на фоне возросших тарифов за коммунальные услуги. "Количество получателей субсидий за год увеличилась вдвое. На начало года почти 7 миллионов украинских семей были получателями субсидий. При этом Рева заявлял, что не успокоится и в конце года ожидается, что субсидии получат 9 миллионов семей или 65%, — говорит "Апострофу" эксперт в сфере социальной политики Андрей Павловский. – Это преподносится как большое благо, но в европейских странах получателей субсидий не более 10% и это, как правило, самые бедные слои населения. Но самое ужасное, что из всех получателей субсидий 50% у нас составляют работающие люди".


Андрей Рева
Фото: УНИАН
Самой заметной инициативой Минсоцполитки стало повышение минимальной заработной платы сразу в два раза: с 1600 до 3200 гривен. Увеличение этого социального стандарта преподносилось Ревой и Гройсманом как безусловная победа. Более того, Павел Розенко заявил, что 3200 это не предел и в правительстве задумались над повышением минималки до 5 тысяч гривен. Однако по мнению главы комитета экономистов Украины Андрея Новака, прельщаться цифрами не стоит.

"С одной стороны повышение минимальной заработной платы обеспечило увеличение поступлений в бюджет от единого социального взноса, но с другой стороны это привело к еще большей тенезации трудовых отношений между работодателями и наемными рабочими, ведь большинство работодателей, особенно малый и средний бизнес, не могут одномоментно легально повысить минимальную зарплату. Это был более популистский, чем экономически взвешенный шаг", — пояснил "Апострофу" Новак.

Немало шума в украинском обществе наделал и проект пенсионной реформы, предложенный командой Ревы. Напомним, что проект предполагает отказ от начисления пенсии если человек, достигший пенсионного возраста, продолжает работать, а также введение минимального страхового стажа на уровне 30-35 лет для получения пенсии. "Фактически это завуалированное повышение пенсионного возраста, ведь если минимальный стаж будет 35 лет, то на пенсию раньше 63 лет человек не выйдет", - добавляет Павловский.

ПОВЫШЕНИЕ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ПРИВЕЛО К ЕЩЕ БОЛЬШЕЙ ТЕНЕЗАЦИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. Фото: phl.ua
Также ведомство Ревы проредило список "вредных" профессий и лишило права на досрочную пенсию тысячи украинцев. Например, в угледобывающей отрасли возможность досрочно выйти на пенсию оставили только для работников, которые целый день проводят под землей, а вот механики, энергетики, инженеры, мастера теперь будут выходить на пенсию на общих основаниях.

По словам Павловского, более чем на 2 бала деятельность Ревы в Минсоцполитики не тянет. "Как профессионал, можно сказать, что Рева понимает проблематику, но если брать последствия его действий и ухудшение социального положения украинцев, то больше двойки Реве поставить я не могу", — резюмировал Павловский.
Подробный разбор деятельности всех министерств
читайте в материалах, подготовленных аналитиками "Апострофа"
~
© Апостроф

Made on
Tilda