Кабмин винницких. Год первый

Армия и полиция: обновления без изменений

Уже 14 апреля заканчивается годовой иммунитет правительства Владимира Гройсмана, отставки которого жаждут многие политические силы в парламенте. Шаткости положению премьер-министра добавляет и то, что до сих пор решения о его дальнейшей судьбе нет не только в Верховной Раде, но и в администрации президента, которую стала раздражать повышенная активность винницкого политика. Сам Гройсман на днях вместе с министрами утвердил план приоритетных действий до 2020 года и работы Кабмина на 2017 год, давая понять, что в ближайшее время никуда уходить не собирается.

"Апостроф" проанализировал, что удалось и что не удалось правительству за последний год. Как эксперты оценили эффективность работы силового блока Кабмина, читайте в нашем материале.

МВД: одна нога колосса
Министр МВД Арсен Аваков достался Гройсману в "наследство" от Кабмина Арсения Яценюка. В ходе переговоров по формированию нового правительства, именно кандидатура Авакова была принципиальной для "фронтовиков", ведь в условиях войны в стране, силовики становятся реальной опорой власти, а иногда и единственной властью, например, в зоне АТО, поэтому сохранить влияние в МВД означает сохранить всю полноту властных полномочий.

Несмотря на то, что формально Аваков подчиняется Гройсману, по словам экспертов, по факту глава МВД является самостоятельной фигурой. "Аваков не подчиняется никакому Гройсману. Ему плевать на всех "Гройсманов" вместе взятых. Аваков является одной из двух "ног", на которых сегодня стоит этот колосс, называемый украинской властью. С одной стороны, это "Народный фронт", подконтрольный Авакову, а с другой это БПП. Они ненавидят друг друга, но тесно связаны между собой", — пояснил "Апострофу" старший советник МЦПД по вопросам борьбы с коррупцией Кирилл Куликов.

Арсен Аваков
Фото: УНИАН
Самостоятельность главы МВД и его безразличие даже к общественному мнению особо ярко проявилось при раздаче министром наградного оружия высоким чиновникам и нардепам. Несмотря на давление журналистов, и инцидент с Сергеем Пашинским, Аваков не упразднил институт наградного оружия и отказался открывать имена всех его собственников.Похожая история и с назначением на должность замглавы МВД Анастасии Деевой. Ни скандальные и откровенные фото Деевой в соцсетях, ни заявления вице-спикера ВР Ирины Геращенко о том, что 24-летняя замминистра не имеет заявленного 10-летнего опыта работы, не повлияли на позицию Авакова.

За время работы в правительстве Гройсмана, Аваков избавился от представителей грузинской команды в министерстве Хатии Деканоидзе и Эки Згуладзе и продолжил курс на реформирование полиции: полноценно заработал полицейский спецназ КОРД и завершилась эпопея с переаттестацией бывших сотрудников милиции, по итогам которой 26% руководителей в структуре МВД были уволены, а еще 4,4 тысячи понижены в должности. Но даже эти две, на первый взгляд, "перемоги", при внимательном анализе таковыми не являются.

"Переаттестация была изначально пропащей идеей, потому что это калька с российского опыта и явно неудачная. Там тоже милицию переименовали в полицию, отобрали самых лучших в итоге – Болотная площадь, подавление любых мирных собраний… — рассказывает "Апострофу" директор Центра исследований правоохранительной деятельности Олег Мартыненко. – По сути дела то, что немного обновилось это патрульная служба, но с нулевым эффектом: она работает относительно самостоятельно, но ее работа не влияет на криминальный блок: оперативных сотрудников, следователей. Этот блок никак не поменялся, поэтому аттестация ни к чему не привела. Старые схемы остались и даже перекинулись на новых патрульных".

По словам эксперта в сфере безопасности Сергея Шабовты, суть аттестации была поставлена с ног на голову. "На местах мы видим, как те же низкопробные и малопрофессиональные руководители, но подобранные по принципу преданности своим начальникам и плановым принципам, остаются во власти, а в то же время аттестация стала инструментом расправы с большим количеством талантливых, но неудобных начальству людей", - говорит "Апострофу" эксперт.

СПЕЦНАЗ КОРД ТАК И НЕ СТАЛ ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ ИЗМЕНЕНИЙ В МВД. ФОТО: facebook.com/arsen.avakov.1
Скандалом омрачилось и появление КОРДа в структуре МВД. Создавать силовое спецподразделение "по современным передовым лекалам лучших силовых подразделений мира" Аваков начал еще при Яценюке, но именно в каденцию Гройсмана КОРД был окончательно сформирован и появился в регионах Украины. Детище Авакова оказалось в эпицентре одного из самых громких скандалов за всю историю МВД, когда 4 декабря прошлого года в Княжичах спецназовцы открыли огонь по своим коллегам из Госохраны. В трагической перестрелке погибло 5 человек, но виновные до сих пор так и не наказаны.

"Эта трагедия показала нижайший профессионализм управленческого звена и полную неспособность системы, возглавляемой Аваковым, хоть сколько-нибудь критично и объективно оценивать результаты собственных усилий", — уверен Сергей Шабовта.

Кроме того, КОРД много критиковали за экс-беркутовцев, которые вошли в состав спецподразделения, а ведь создавая КОРД министр отмечал, что это будет "полная перезагрузка".

Остались безнаказанными и преступники, которые совершили убийство журналиста Павла Шеремета. Все результаты по этому делу ограничились появление на сайте МВД специального баннера с названием: "Ход расследования убийства Павла Шеремета", но кроме нескольких видео с пресс-конференций Авакова по этому делу там ничего нет.

За год работы в новом Кабмине, Аваков и его подчиненные не раз шокировали общество резонансными заявлениями. Так, сам министр после расстрела Александром Пугачевым двух полицейских в Днепре, поразил украинцев императивом презумпции правоты полицейского: "Сначала подчиняйся полицейскому — потом обжалуй!" А новый глава Нацполиции Сергей Князев практически сразу после назначения в должность поспешил "обрадовать" украинцев: "Я не уверен, что в 2017-м будет коренной перелом в борьбе с преступностью".

За работу в правительстве Гройсмана, Олег Мартыненко выставил Авакову оценку +1 по пятибалльной шкале. "Плюс за то, что он не вмешивался сильно в государственные дела. Разгон блокадников это была политическая, но не полицейская функция", — отметил Мартыненко.

По мнению Кирилла Куликова, единственным плюсом в копилку Авакова за правительственный год можно считать избавление от грузинских реформаторов, профессиональные качества которых оставляли желать лучшего.

"Но самый большой минус в том, что Аваков сконцентрировал в своих руках все три подчиненных только ему армии: добробаты, Нацгвардию и Госпогранслужбу. Они не подчиняются министру обороны, поэтому Гройсман по сути дела вырастил под собой теневого министра обороны, который действует на свое усмотрение", — резюмировал Олег Мартыненко.
ПАТРУЛЬНАЯ ПОЛИЦИЯ — КРАСИВАЯ ШИРМА, СКРЫВАЮЩАЯ ПРОВАЛЫ МВД. ФОТО: facebook.com/arsen.avakov.1
В то же время эксперты предостерегают общество от прельщения внешней стороной работы МВД. "По внешней привлекательной работе патрульной службы сложно говорить, что это какая-то успешность. Не стоит увлекаться красивой картинкой, ведь она для того и создавалась, чтобы за ней не были видны серьезные провалы и глубинные проблемы", — резюмировал Шабовта.

Основной глубинной проблемой и той реформой, на которую после Майдана весь силовой блок так и не решился, экс-министр обороны Анатолий Гриценко назвал ручное управление спецподразделениями. "До сегодняшнего времени остаются вне закона спецподразделения в структуре МВД, СБУ и управления госохраны. Согласно Конституции, только ВР определяет не только граничную численность силовых структур, но и их функции. Спецподразделения, которые используются по факту для ограничения прав и свобод граждан, до сегодняшнего дня остаются созданными ведомственными указами силовиков. Если раньше Захарченко своим указом создавал подразделения типа "Беркута" и просто регистрировал этот указ в Минюсте, то сегодня это делает Аваков, Грицак или Гелетей. Если был бы закон, который четко выписал права бойцов спецподразделений, ограничения их деятельности, в каких случаях можно применять спецсредства или оружие, а в каких нет, это было бы предохранителем для общества, что события на Майдане, когда погибла "небесная сотня" не повторятся. В то же время это было бы защитой людей в погонах, которые бы четко знали какие приказы им могут отдавать, а какие не имеют права", — пояснил "Апострофу" Гриценко.
Минобороны: живо, но по-советски
Глава оборонного ведомства Степан Полторак также перешел в команду Владимира Гройсмана из команды Арсения Яценюка. "Подвинуть" Полторока новый премьер-министр и не смог бы, ведь кандидатура министра обороны — это правительственная квота президента как верховного главнокомандующего. Соответственно оценивать действия министерства в отрыве от президентской политики невозможно. "В нынешней системе управления министр обороны не имеет никакого отношения к вооруженным силам. Он занимается только обеспечением хозяйственной деятельности в министерстве обороны. Начальник Генштаба имеет полное право заключать договора самостоятельно и напрямую подчиняется президенту страны, поэтому если и говорить о какой-то роли министра обороны в управлении, развитии и реформировании ВСУ то она минимальна", — говорит "Апострофу" военный эксперт Олег Жданов.

Степан Полторак.
Фото: facebook.com/Степан-Полторак
Тем не менее эксперты выделяют ряд достижений оборонного ведомства, которые свершились именно во время работы Полторака в правительстве Гройсмана. "Принято решение о долгосрочном планировании и выполнении гособоронзаказа. Раньше гособоронзаказ принимался на один год и каждый раз деньги выделялись в конце года, соответственно производители не всегда успевали их освоить", — пояснил "Апострофу" замдиректора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Антон Михненко.

"Отремонтированы тысячи единиц техники, которые сняты с хранения, приведены в нормальное техническое состояние и переданы в войска. Мы хотя бы смогли укомплектовать техникой те части, которые развернули на сегодняшний день согласно закону о численности ВСУ. Армейский механизм живой, он работает, но, к сожалению, работает в структуре и системе УССР", — добавляет Жданов.

В копилку позитива можно добавить и увольнение из зоны АТО всех мобилизованных шестой волны и замена их контрактниками, однако по словам известного волонтера Мирослава Гая, с контрактом все не так однозначно. "В нужном количестве личный состав недобирают и скрывают это. Многое говорит о том, что нужна мобилизация, но ее не проводят в силу социальных причин. Нет профессиональных рекрутинговых агентств, которые бы занимались привлечением контрактников. Заставляют заниматься рекламой контрактной армии боевых командиров, а это не их профессия. Вместо того, чтобы привлечь профессиональный корпоративный опыт, пользуются советскими методами, пытаясь создать что-то новое. При это кадровая политика остается достаточно слабой. Например, есть проблема поступления на контракт людей, которые выходят за назначенные возрастные рамки. Недавно Полторак обращался к офицерам запаса, включая ветеранов и офицеров пенсионного возраста, с тем чтобы они пришли в армию на контракт, очевидно не зная с какими сложностями сталкиваются офицеры, когда очень часто им отказывают несмотря на хорошую физическую форму и боевой опыт", — говорит Гай.
УКРАИНСКАЯ АРМИЯ СТАНОВИТСЯ СЕРЬЕЗНЫМ СДЕРЖИВАЮЩИМ ФАКТОРОМ ДЛЯ МОСКВЫ. ФОТО: facebook.com/Степан-Полторак
Волонтер добавляет, что обеспечение и логистика в армии наладились. "Есть новая уставная форма, пускай в одном экземпляре, но она уже есть. Очень неплохо прошли сборы по бригадам", — подчеркнул Мирослав Гай.

На грани между "зрадой" и "перемогой" оказалась иностранная военная помощь Украине. Так, беспилотники Raven, которые летом прошлого года получил от США Генштаб ВСУ из-за аналогового сигнала передачи данных оказались неэффективными.

К однозначным провалам оборонного ведомства следует отнести пожар на крупнейшем в Украине военном складе в Балаклее и черепашья скорость в переходе на стандарты НАТО. "Кроме мелких стандартов, типа НАТОвских картографических обозначений, никаких подвижек нет. В мае был утвержден стратегический оборонный бюллетень, который предусматривал структурные изменения в ВСУ, но пока мы не увидели программу развития ВСУ. У нас ее просто нет", — сожалеет Олег Жданов.

Такая программа, по словам Анатолия Гриценко, не просто формальный документ, а дорожная карта реформ Минобороны без которой системно развивать армию невозможно. "В этом документе должны быть отражены все приоритеты развития армии, направления работы и конкретные мероприятия с указанием объемов бюджетного финансирования на каждый год. Если этого нет, развитие армии осуществляется в режиме ручного управления и развитием ВСУ руководит не Минобороны, как это и должно быть по закону, а Минфин: сколько захотят столько и выделят средств. Они не обязаны исполнять указ, который вводит в действие государственную программу на 5 лет", — негодует экс-министр обороны.

"До сих пор не принят и закон о военно-техническом сотрудничестве", — добавляет Антон Михненко, оценивая деятельность Минобороны на 4.

Новых "котлов" и масштабных потерь в АТО у нашей армии за минувший правительственный год не было. Правда роль Минобороны в этом трудно оценить однозначно: с одной стороны обострения на фронте зависят от желания Кремля, с другой стороны, если у Кремля не возникает желания обострять, значит украинская армия для Москвы становится серьезным сдерживающим фактором.

Подробный разбор деятельности всех министерств
читайте в материалах, подготовленных аналитиками "Апострофа"
~
© Апостроф

Made on
Tilda